ru en

13 ноября 2015 года в МИА «Россия сегодня» состоялась церемония награждения лауреатов профессионального конкурса НОПРИЗ на лучший инновационный проект.

19.11.2015
Всероссийский конкурс НОПРИЗ проходил при поддержке и участии Государственной Думы РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Российской академии наук (РАН), Национального объединения строителей, научных и профессиональных объединений проектно-изыскательской и строительной отрасли, а также широкой общественности. В этом году в Конкурсе приняло участие более 250-ти проектных организаций из всех федеральных округов России. Общее число заявок, допущенных к участию, — 174. Призы и дипломы победителям вручил президент НОПРИЗ, председатель Конкурсной комиссии, Народный архитектор России, лауреат Государственной премии России, академик, действительный член Российской академии художеств, Академии архитектурного наследия и Международной академии архитектуры, руководитель «Моспроект-2» имени М. В. Посохина Михаил Посохин. Открывая торжественную церемонию награждения, президент НОПРИЗ Михаил Посохин подчеркнул, что проводимый Национальным объединением изыскателей и проектировщиков Конкурс призван продемонстрировать лучшие достижения в области архитектуры, строительства и инженерных изысканий России. Каждый проект — это результат колоссального труда творческих коллективов, все проекты выполнены на высоком уровне, что, по словам Михаила Посохина, вызвало определенную сложность у конкурсной комиссии при определении победителей. В номинации «Лучший проект объекта промышленного назначения» 1 место занял проект космодрома «Восточный» представленный ОАО «ИПРОМАШПРОМ».

3 Диплом_Ипромашпром.jpg

2  Фото.jpg

Космодром «Восточный»

Универсальный технический комплекс

Россия, несмотря на существующие внутренние и внешние проблемы, успешно развивается как суверенное государство, сохраняя свои передовые позиции в мировой космонавтике.

Необходимым и обязательным условием, определяющим международный политический вес и статус любой страны, является наличие у нее самодостаточного и независимого космического потенциала.

Существующий на сегодня космический потенциал России позволяет на качественно новом уровне обеспечить свою оборонную мощь, укрепить позиции развития экономики, обеспечить эффективное развитие науки, техники и социальной сферы, уменьшить зависимость от мировой конъюнктуры на энергоносители.

Тем не менее, с учетом прогнозируемой динамики международных, политических и военно-стратегических условий в рассматриваемый период XXI века усиливается роль фактора независимости в самостоятельном осуществлении космической деятельности без критической зависимости от других стран по научно-техническим, производственно-технологическим, экономическим, политическим и международно-правовым условиям.

На сегодня только космодром Байконур, арендуемый Россией у Республики Казахстан, способен обеспечить выполнение всего спектра решаемых задач: запуски на геостационарную орбиту, осуществлять пилотируемые программы, а также запуски многих КА социально-экономического, научного и коммерческого назначения с использованием ракет-носителей тяжелого класса типа «Протон».

Космодром Байконур в настоящее время является оптимальным для России по осуществлению своей космической деятельности.

Однако на долгосрочную перспективу не могут исключаться возможности возникновения условий, способных привести Республику Казахстан к ограничению или отказу от предоставления космодрома «Байконур» для выполнения Россией своих национальных и международных космических программ.

Именно этим и было вызвано решение руководства страны по созданию нового российского космодрома научного и социально-экономического назначения, который позволит обеспечить реализацию условий для обеспечения действительно независимой космической деятельности Российской Федерации со своей национальной территории по всему спектру решаемых космических задач и программ.

После многоплановых комплексных оценок выбора места строительства нового российского космодрома, анализа производственных, социально-экономических, транспортных, энергетических и других возможностей регионов России, рассматриваемых для размещения нового космодрома, включая безопасность пусков, было принято решение о его создании на Дальнем Востоке в Амурской области на базе ранее существовавшего космодрома «Свободный».

Новый космодром был ориентирован, в первую очередь, на подготовку и запуски космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, а также для выполнения международных и коммерческих космических программ. Главными условиями выбора места строительства нового космодрома России явились его оптимальное географическое расположение на широте, близкой к космодрому Байконур, и возможности создаваемой наземной космической инфраструктуры для практической реализации программ пилотируемых полетов на околоземные орбитальные станции, а также запусков пилотируемых космических кораблей на Луну, полетов на Марс и другие планеты Солнечной системы.

Территориально космодром расположен на десяти технологических и обеспечивающих площадках строительства, общая площадь которых не превышает
700 км2.

Для сравнения: площадь космодрома Плесецк составляет 1762 км2, а Байконура - 6717 км2.

На территории строящегося нового российского космодрома расположены основные технологические объекты (стартовый, технический и командно-измерительный комплексы), на которых выполняется весь комплекс работ по подготовке, испытаниям и запускам ракет-носителей, контролю их предстартовой подготовки и полета на активном участке траектории. Для обеспечения нормального функционирования космодрома и поддержания его повседневной жизнедеятельности развернуто (планируется) строительство разноплановых обеспечивающих объектов: комплексы производства и хранения КРТ, метеорологическая, метрологическая и строительно-эксплуатационная базы, объекты безопасности, связи и пожарной охраны, аэропорт, линейные объекты (автомобильные и железные дороги, внешняя энергетика и др.).

Схема планировки территории космодрома прилагается (слайд 1).

При этом создание космодрома осуществляется в две очереди:

I-я очередь: строительство объектов, обеспечивающих подготовку и запуски КА научного, социального-экономического и коммерческого назначения.

В этих целях на космодроме завершается строительство объектов космического ракетного комплекса с использованием ракеты-носителя «Союз-2». Данная ракета-носитель успешно осуществляет запуски КА различного назначения не только с космодромов Плесецк и Байконур, но и обеспечивает выполнение международных коммерческих программ на космодроме Куру во Французской Гвинее.

II-я очередь: строительство объектов, обеспечивающих выполнение программ пилотируемых космических полетов. Практическая реализация этих программ будет обеспечиваться созданием на космодроме космического ракетного комплекса с использованием современной отечественной ракеты-носителя «Ангара».

Безусловно, основным объектом космодрома, с использованием которого решаются практические задачи по выполнению различных космических программ, наряду со стартовым комплексом, является технический комплекс. Проектирование указанного комплекса в рамках выполняемых проектно-изыскательских работ по созданию космодрома «Восточный» выполнялось ОАО «ИПРОМАШПРОМ», являющегося генеральной проектной организацией по космодрому в целом.

По сложившейся схеме организации работ на космодромах, на техническом комплексе выполняются следующие основные технологические операции по испытаниям и подготовке составных частей ракет космического назначения (собственно сами блоки РН, разгонные блоки и космические аппараты, включая пилотируемые космические корабли):

­ приемка, входной контроль и промежуточное хранение изделий составных частей ракет космического назначения (СЧ РКН);

­ механическая и электрическая стыковка СЧ РКН;

­ проведение автономных (поблочных) и комплексных электро- и пневмоиспытаний (включая приемосдаточные);

­ заправка РБ и КА компонентами ракетных топлив, а также сжатым воздухом и техническими газами;

­ стыковка носителя с заправленной космической головной частью;

­ отправка ракеты-носителя космического назначения на стартовый комплекс.

Для решения этих задач на всех технических комплексах работающих на сегодня космодромах входящие в его состав здания и сооружения условно распределяются на две группы, функционально связанные между собой:

а) основные технологические объекты: монтажно-испытательные корпуса РН (РКН), КА, РБ и сборки КГЧ, заправочно-нейтрализационные станции, склады хранения СЧ РКН, комплексы производства и хранения различных сжатых технических газов;

б) вспомогательные обеспечивающие объекты (котельные, холодильные центры, водозаборные сооружения, объекты энергоснабжения, режима и охраны, обеспечения пожарной безопасности, сеть внутриплощадочных автомобильных и железных дорог).

Территориально эти здания и сооружения ранее строились как отдельные самостоятельные объекты, удаленные один от другого на расстояниях от нескольких десятков метров до десятков километров, особенно - при удаленном расположении заправочно-нейтрализационных станций.

Указанные здания и сооружения таких технических комплексов для обеспечения межкорпусных или межплощадочных транспортировок составных частей ракет космического назначения на различных этапах технологического цикла их подготовки и испытаний требуют строительства разветвленной сети автомобильных и железных дорог, протяженность которых составляет десятки километров.

При этом для указанных транспортировок в соответствии с требованиями головных разработчиков требуется конструирование и изготовление специальных транспортных средств с их функциональным назначением отдельно под каждую составную часть (ракетные блоки, разгонные блоки, космические аппараты).

В процессе этих внутриплощадочных транспортировок необходимо обеспечение жесткого температурно-влажностного режима внутри транспортных контейнеров, особенно для разгонных блоков и космических аппаратов. Для этих целей разрабатываются и изготавливаются специальные агрегаты термостатирования, в обязательном порядке входящие в состав формируемых «вывозных» поездов.

Транспортировки, в основном, осуществляются по железной дороге, реже используется автомобильный транспорт. Для ж/д перевозок требуется регулярное присутствие на технических комплексах маневрового тепловоза из состава железнодорожного хозяйства космодрома.

В настоящее время практически во всех залах испытаний монтажно-испытательных корпусов должна быть обеспечена чистота воздуха 9-го или 8-го класса согласно 9ИСО по ГОСТ ИСО 14644-1-2002, будут возникать определенные проблемы при заездах маневровых тепловозов внутрь этих залов испытаний по сохранению и обеспечению указанных классов чистоты.

Учитывая эти и другие негативные факторы, а также в целях экономии выделяемых на строительство космодрома бюджетных средств, существенного сокращения рабочего времени на транспортные перевозки, ОАО «ИПРОМАШПРОМ» была предложена и практически реализована при выполнении проектных работ принципиально новая схема создания унифицированного технического комплекса (УТК).

Схема технического комплекса КРК «Союз-2» прилагается (слайды 2, 3).

Проектом ОАО «ИПРОМАШПРОМ» предусмотрено создание единого блока технологических корпусов УТК, объединенных многофункциональным, принципиально новым объектом в составе УТК, который ранее не использовался ни на одном космодроме мира - трансбордерная галерея.

Непосредственно к этой галерее примыкают монтажно-испытательные корпуса РН (РКН), КА, РБ и сборки КГЧ, заправочно-нейтрализационные станции и другие здания и сооружения.

Фотографии зданий и сооружений УТК КРК РН «Союз-2», строительство которых завершается на космодроме «Восточный», прилагаются (слайды 4-10).

Трансбордерная галерея представляет собой здание промышленного типа, решенное в металлических конструкциях, шириной 36 метров, высотой до низа ферм - 10,2 метров и длиной (1 очередь) - 290,0 метров.

В галерее предусмотрено отопление (+5÷+35)°С и система приточно-вытяжной вентиляции. От технологических зданий галерея отделена стенами повышенной огнестойкости и противопожарными воротами.

Для проезда трансбордера предусмотрен приямок глубиной 720 мм на всю длину галереи с уложенными в нем двумя рельсовыми путями нормальной ширины (1520 мм). С двух сторон трансбордерной галереи по всей ее длине предусмотрены площадки шириной 4,0 метра для прохода людей и проезда электрифицированного транспорта (тележки, электрокары, подъемники и т.д.). Под проходными площадками до отметки - 1,5 метра проложены сети отопления и водоснабжения корпусов.

Для доставки изделий из корпусов на трансбордер предусмотрены рельсовые пути с выходом из корпусов в галерею.

Фотографии построенной трансбордерной галереи на космодроме прилагаются (слайды 11, 12).

Основу трансбордерной галереи составляет технологический агрегат - трансбордер. Его конструирование, изготовление, монтаж на космодроме и ввод в эксплуатацию было выполнено одним из ведущих конструкторских бюро ракетно-космической промышленности - филиалом ФГУП «ЦЭНКИ» - КБ «Мотор».

Установленный в галерее трансбордер (2 ед.) является электромеханическим транспортным средством, перемещающимся с помощью электродвигателей по двухколейным железнодорожным путям. Максимальная грузоподъемность трансбордера - до 100 тс, ширина - 28,0 метров, установленная мощность электрооборудования -
70,0 кВт.

Фотографии трансбордера прилагаются (слайды 13-15).

Составные части ракет космического назначения транспортируются в соответствующие зоны сборки и испытаний с использованием трансбордера на специальных универсальных железнодорожных тележках, для чего по всей ширине трансбордера проложен рельсовый путь. Возможна также транспортировка изделий на тележке на пневмоходу. Стыковка рельсового пути трансбордера с рельсами корпусов осуществляется с помощью специального клинового доводчика.

Трансбордер представляет собой плоскую металлическую конструкцию с четырьмя двойными тележками на железнодорожном ходу и состоит из силовой рамы и комплекта колесных пар, две из которых являются проводными. В верхней части силовой рамы проложены рельсы для заезда технологической универсальной монтажной тележки.

На трансбордере предусмотрена система полуавтоматического управления, осуществляемая одним оператором, и комплект необходимых блокировок (от открывания изделий, самопроизвольного скатывания монтажных тележек и др.), а также система аварийной остановки. Предусмотрена возможность установки (при необходимости) системы автономного кондиционирования и пожтушения.

Электропитание осуществляется с помощью гибкого шарнирного токоподвода.

Для укладки шарнирного токопровода с двух сторон галереи в полу трансбордерного приямка предусмотрены каналы глубиной 630 мм и шириной 420 мм.

Практическая реализация строительства УТК на космодроме «Восточный» с учетом новых проектных решений ОАО «ИПРОМАШПРОМ» обеспечивает:

­ возможность компактного размещения технологических сооружений и сокращения при этом на ~30% протяженности железнодорожных путей и автодорог;

­ исключение из состава технологического оборудования УТК разработки и изготовления в рамках тематического ОКР специальных агрегатов для внутрикосмодромных перевозок составных частей РКН, агрегатов термостатирования, комплектов механо-технологического оборудования для погрузочно-разгрузочных работ, что приведет к значительной экономии бюджетных средств для создания УТК;

­ с использованием трансбордера реализуется метод бескрановой перегрузки составных частей ракет космического назначения, что значительно сокращает количество и время погрузочно-разгрузочных операций, т.к. изделия будут перемещаться в пределах УТК на цеховых транспортных тележках, а также существенно повышаются условия обеспечения безопасности и сохранности составных частей РКН;

­ исключение влияния климатических факторов (снежные заносы, дожди, ветер), которые имеют место при транспортировке с использованием тепловозов; возможность персоналу комплекса перехода из корпуса в корпус без выхода на улицу;

­ возможность создания объектов энергокомплекса (котельная, холодильный центр, компрессорная) с минимальной протяженностью энергокоммуникаций, а также возможность прокладки значительной части энергокоммуникаций непосредственно в галерее, что обеспечивает их доступность в любое время года;

­ исключение необходимости хранения изделий РКТ и их составных частей на производственных площадях монтажно-испытательных корпусов за счет создания склада с зоной мойки и отстоя вагонов. Кроме этого, устройство склада полностью исключило необходимость въезда вагонов в производственные корпуса (МИК), что облегчит достижение требуемой чистоты помещений при сборке и испытаниях изделий РКТ.

Все это в конечном итоге существенно снизит затраты на межкорпусные перевозки составных частей РКН, значительно повысит оперативность в работе эксплуатационного персонала, сделает более гибким и управляемым технологический график испытаний, что будет способствовать качественному выполнению космических программ различного назначения на новом российском космодроме.

Все эти факторы нашли свое дальнейшее развитие при наращивании технических возможностей УТК для обеспечения работ по испытаниям и подготовке к пускам другой ракеты-носителя, планируемой для применения на космодроме «Восточный» - ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5». С ее использованием связаны планы дальнейшего развития космодрома: от запусков тяжелых автоматических космических аппаратов, запусков пилотируемых космических кораблей нового поколения и до полетов на Луну и к другим планетам Солнечной системы.

В этих целях на базе технического комплекса КРК РН «Союз-2», строительство которого завершается, в основном, в 2015 году, развернуты масштабные работы по созданию нового технического комплекса для РН «Ангара-А5».

При этом, учитывая принципиальное отличие РН «Ангара-А5» от РН «Союз-2» по геометрическим, энергетическим и другим характеристикам в сторону увеличения, проектируемые для этой тяжелой ракеты-носителя здания и сооружения технического комплекса будут более объемными.

Так, если общая площадь основных технологических объектов УТК РН «Союз-2» составляет около 120 тыс. м2, то для РН «Ангара-А5» она уже возрастет до 130,9 тыс. м2, т.е. увеличение составит более чем 10 тыс. м2.

Независимо от этого объединяющим ключевым элементом УТК для зданий и сооружений ТК РН «Ангара-А5», как и для РН «Союз-2», остается трансбордерная галерея, к которой примыкают МИКи РН, РКН «Ангара-А5», склад блоков, вторая заправочно-нейтрализационная станция, а в ближайшей перспективе и монтажно-испытательный корпус пилотируемых космических кораблей. При этом произойдет удлинение трансбордерной галереи на 260 м и ее общая длина превысит 500 м.

Схема УТК космодрома для одновременных работ с РН «Союз-2» и РН «Ангара-А5» прилагается (слайд 16).

Трансбордерная галерея гарантировано обеспечивает необходимые межкорпусные транспортировки составных частей обеих РКН в соответствии с технологическими графиками их испытаний на УТК при организации одновременной работы как с РН «Союз-2», так и с РН «Ангара-А5».

Дополнительно ОАО «ИПРОМАШПРОМ» проработаны технические предложения по оценке и условиям использования трансбордерной галереи при создании на космодроме «Восточный» в ближайшей перспективе технического комплекса для испытаний новых ракет-носителей сверхтяжелого класса.

Развернутое комплексное внедрение трансбордерной галереи в сложившуюся многолетнюю классическую схему построения технических комплексов на отечественных и зарубежных космодромах свидетельствует о том, что разработанные ОАО «ИПРОМАШПРОМ» проектные решения по ее созданию носят прогрессивный характер, являются качественно новым шагом совершенствования технологий работ с составными частями ракет космического назначения различных классов при организации их испытаний и подготовке к запускам, поддержаны и практически реализуются совместно с генеральными и главными конструкторами ракетно-космической промышленности и в конечном итоге будут способствовать успешной реализации Россией национальных, коммерческих и зарубежных космических программ.


01.jpg
02.jpg
03.jpg
04.jpg
05.jpg

 

Положение

о проведении Профессионального Конкурса

на лучший инновационный проект

1. Организатор Конкурса

1.1. Организатором Конкурса является Национальное объединение изыскателей и проектировщиков.

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Демонстрация лучших достижений в области градо- и архитектурно-строительного проектирования в России.

2.2. Привлечение внимания широкой общественности к профессии и результатам проектной деятельности.

2.3. Повышение престижа профессий архитектора-градостроителя, инженера-изыскателя, инженера-проектировщика, архитектора-дизайнера, ГАПов и ГИПов.

2.4. Содействие внедрению инноваций и прорывных технологий в сферу архитектурной и градостроительной деятельности.

3. Номинации Конкурса

3.1. Награды присуждаются по следующим номинациям:

· Лучший проект объекта жилого назначения:

- эконом-класс,

- премиум-класс;

· Лучший проект административного здания;

· Лучший проект многофункционального комплекса;

· Лучший проект объекта промышленного назначения;

· Лучший проект объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения;

· Лучший проект объекта в сфере образования;

· Лучший проект объекта сельскохозяйственного назначения;

· Лучший проект инженерной и транспортной инфраструктуры;

· Лучший проект комплексной застройки территории с проектом планировки территории;

· Лучший проект генерального плана;

· Лучший проект реконструкции (реставрации) объекта культурного наследия;

· Лучшая концепция нереализованного архитектурного проекта.

4. Участники Конкурса

4.1. К участию в Конкурсе приглашаются организации и индивидуальные предприниматели вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющие подготовку и реализацию проектов, и отдельные авторы,участвовавшие в проектировании объектов.

4.2. Один участник может выставить несколько работ.

5. Жюри Конкурса

5.1. Для оценки представленных на Конкурс работ формируется главное и специализированные профессиональные жюри.

5.2. Председателем главного профессионального жюри является Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

5.3. Членами главного профессионального жюри являются председатели специализированного профессионального жюри.

5.4. Специализированные профессиональные жюри создаются отдельно по каждой из номинации Конкурса.

5.5. Председатель каждого из специализированных профессиональных жюри утверждается Председателем главного профессиональным жюри.

5.6. Состав специализированных профессиональных жюри утверждается председателем каждого из специализированных профессиональных жюри

6. Сроки и порядок проведения Конкурса

6.1. Конкурс проводится в период с 15 июня по 19 ноября 2015 года.

Заявки на участие в Конкурсе оформляются по форме согласно разделу 7 настоящего Положения и принимаются до 20 сентября 2015 года в отсканированном виде по электронной почте на адрес konkurs@nopriz.ru

6.2. Жюри Конкурса при рассмотрении представленных работ вправе запрашивать дополнительные материалы и информацию об объектах и компаниях, принимавших участие в его проектировании.

6.3. Подведение итогов, работа главного и специализированных профессиональных жюри происходит в период с 21 сентября по 20 октября 2015 года.

6.4. Оглашение итогов заседания главного жюри происходит на церемонии награждения Конкурса.

7. Заявка на участие

7.1. Форма заявки на участие в Конкурсе включает в себя:

1. Общую форму заявки с указанием контактных данных заявителя согласно Приложению;

2. Конкурсное предложение с учетом требований разделов 9, 10 Положения;

3. Вложенные файлы (фотографии, ген.план, видеоматериалы и т.п.).

8. Критерии отбора

8.1. Виды инноваций для оценки:

· использование систем управления процессами деятельности (инвестора, заказчика, проектировщика, подрядчика), проектами, организациями работ;

· использование систем информационного моделирования (3D, BIM);

· технологии проектирования (использование типовых проектов, типовых проектных решений);

· технологическое управление сооружением объекта;

· проектные решения;

· архитектурные решения;

· используемые технологии в проектируемом объекте;

· инженерные системы обеспечения;

· производство строительных материалов;

· методы соединения материалов (монтажные приспособления);

· технологии строительства (способы возведения объекта);

· методы отделки (внутренней и внешней);

· методы эксплуатации, ремонта, восстановления и реставрации;

· наличие ТЭО планируемого к строительству объекта, используемые методы оценки эффективности проекта.

8.2. Оценка базовых показателей проекта (п.п. 9.3, 9.4).

9. Обязательные требования для формирования конкурсного предложения (за исключением номинации «Лучшая концепция нереализованного архитектурного проекта»)

9.1. Проектная документация должна иметь положительное заключение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации, которое представляется в конкурсном предложении.

9.2. Конкурсное предложение должно содержать описание использованных в проекте видов инноваций (раздел 8).

9.3. В проекте должно быть предусмотрено применение строительных материалов, изделий и конструкций местной промышленности. Указать объем в процентах от общей сметной стоимости строительных материалов, изделий и конструкций.

9.4. В Конкурсном предложении указываются:

· коэффициент отношения стоимости строительства объекта к расчетному сроку эксплуатации;

· коэффициент отношения полезной площади объекта капитального строительства к общей площади;

· класс энергоэффективности здания;

·экономический эффект от внедрения;

·использование «зеленых стандартов» (указать какие);

·использование BIM-технологий (указать какие).

10. Обязательные требования для формирования конкурсного предложения по номинации «Лучшая концепция нереализованного архитектурного проекта»

10.1. Конкурсное предложение представляется в произвольной форме
с описанием предлагаемых инновационных решений и с приложением видеоинсталляции проектируемого объекта (допускаются иные формы представления проектируемого объекта).

11. Подведение итогов Конкурса

11.1. В каждой номинации выявляется по 3 проекта-победителя, которым присуждаются 1, 2 и 3 места соответственно.

11.2. Предусматриваются поощрительные премии и призы, учрежденные организаторами и спонсорами Конкурса.